Завязывают бАнты и шАрфы, пьют слИвовый компот - 7 Марта 2020 - Газета Цивильский вестник
Главная » 2020 » Март » 7 » Завязывают бАнты и шАрфы, пьют слИвовый компот

Завязывают бАнты и шАрфы, пьют слИвовый компот

07.03.2020 в 18:26 просмотров: 476 комментариев: 0 Образование
Столяр, щавель, тортов, красивее, баловать, звонит, толика, каталог, свекла, гербы, договор, квартал, банты, искра, шарфы. Знакомые слова. Но как мы их произносим! Например, говорим бАловать, а не баловАть, звОнит, а не звонИт, дОговор, а не договОр. Этому "виной", скажете вы, особенность русского языка, в котором ударение не закреплено за каким-то определенным слогом, как, например, в английском, французском, чувашском…

Не вдаваясь глубоко в правила русского языка, отметим, что есть случаи, когда слово необходимо произносить только так, как принято. Надо непременно говорить кУхонный, инструмЕнт, ходАтайство. Именно такое произношение считается правильным.
К чему все это, почему журналист решил вдруг учить нас правильно говорить, можете сказать вы.
Все впереди сказанное раскрывает цели и задачи проекта "Говори правильно", который реализуется в Цивильской СОШ №2. Авторами его являются учителя русского языка и литературы Валентина Алексеева и Ольга Боровикова. Проект школьный. Директор школы Татьяна Кузьмина, тоже учитель русского языка, поясняет, что проект востребованный, что режет ухо, когда вполне интеллигентный человек ничтоже сумняшеся утверждает, что дОговор подписан, свеклА удалась, гЕрбы стран.
Проект начали воплощать в жизнь в сентябре прошлого года. Вначале исследовали уровень овладения учащимися акцентологическими, орфоэпическими, лексическими нормами, на основе тест-опросов выявили слова, в которых наиболее часто нарушается постановка ударений, создали презентацию "Говори правильно", которую транслируют систематически по школьному телевидению. Теперь в школе имеются индивидуальные памятки "Мой акцентологический минимум", выпускаются информационные листовки "Давайте говорить правильно", помогающие овладеть нормами произношения.
Проект вполне помогает участникам разобраться и в том, что от ударения зависит значение слова ( хлОпок - хлопОк), ударение указывает на грамматическую форму (рУки - именительный падеж, а рукИ - родительный, ударение помогает различать значении слов и их нормы (бЕлок - родительный падеж от белка, а белОк - часть яйца).
Авторы проекта помогают учащимся и всем желающим овладеть культурой речи, знакомят с основными признаками хорошей речи (правильность, точность, ясность, логичность, простота, богатство, сжатость, чистота, живость, благозвучие речи), предлагают стихотворения, благодаря которым запоминается правильное произношение слов.
Сегодня во второй школе благодаря проекту "Говори правильно" учащиеся ответственно относятся к словам, они теперь, утверждают, что началсЯ, облегчИт, вручИт, включИшь, откУпорить, завязывают бАнты и шАрфы, пьют слИвовый компот.
Умение правильно и хорошо говорить пригодится им не только на ЕГЭ, ГИА, где проверяется уровень овладения нормами, утверждают учителя русского языка школы, конечно же, и авторы авторы проекта, искусное владение словом пригодится всегда, а для некоторых профессий оно является обязательным условием эффективной работы. n
Ангелина Желтухина.
Комментарии 0
avatar
-->
© При использовании материалов ссылка на данный сайт обязательна uWeb Создание сайта под ключ Divly