Виктор Чернов: «Каждый музыкальный инструмент - это история музыки»
Однажды в деревне Тувси мне посчастливилось познакомиться с удивительным человеком, мастером чувашских музыкальных инструментов, заслуженным работником культуры Чувашской Республики Виктором Семеновичем Черновым.
Как Вы научились мастерить музыкальные инструменты? - спросила я у Виктора Семеновича. На что он ответил:
- Чтобы научиться изготавливать музыкальные инструменты, необходимо владеть навыками столярного мастерства и умением обрабатывать металл. Для работы нужна древесина хорошего качества, выдержанная в сухом помещении как минимум несколько месяцев. Для некоторых деталей следует изготавливать специальные инструменты и приспособления.
Необходимо помнить, что не существует единых приемов и способов ремесла, каждый мастер работает индивидуально, и каждый инструмент получается самобытным.
Конечно, невозможно до конца освоить всю технологию, не изготовив хотя бы несколько экземпляров инструментов. Каждый музыкальный инструмент - это история музыки. Желательно иметь хороший музыкальный слух или музыкальное образование. А успех придет в труде.
Встретившись с ним, я многое узнала о его мастерстве. Тогда он в память о встрече подарил мне книгу-альбом под названием "Чувашские народные музыкальные инструменты", автором которой он является сам. Кстати, эта книга в 2009 году признана лучшей в одной из номинаций Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая Родина".
Виктор Семенович родился 12 марта 1939 года в д. Шигали Урмарского района в многодетной семье, где росло 8 детей. Он же был седьмым ребенком и пятым сыном.
О своем детстве он вспоминает так: "В детстве мы много трудились. Отец так и говорил: "Надо трудиться, чтобы учиться". Чтобы жить и работать в деревне, надо иметь сто специальностей. Когда мне было 10 лет, а брату - 12, мы работали водолазами.
Поставляли воду в поле для трактористов. Приходилось из родника набирать воду в бочку, установленную на телеге, и подниматься на довольно крутую гору. После войны лошади были худые, слабые. Брат Лева гнал лошадей, а я шел сзади и нес большой, размером со свою голову, камень.
Лошадь пройдет метров пять и останавливается обессиленная, брат кричит: "Витя, камень!". Я быстро клал этот камень под заднее колесо, чтобы тяжелая телега не утащила вниз и лошадь, и нас с братом. Бывало, оба стоим, плачем...
Летом по очереди пасли коров. Рано утром выгоняли стадо за деревню и шли до леса 4 километра. Признаться, мы немного побаивались, говорили, что там водятся волки. Мой напарник сторожил стадо с одной стороны, а я - с другой. Из пустотелых трав и липовой коры изготавливали музыкальные игрушки типа палнай, сарлакай, шахлич и, чтобы не было страшно, при помощи этих инструментов перекликались. Думали также, что это отпугнет волков.
Мои соседи в деревне все были мастерами. Чамми Арсик. мастерил оконные рамы. Элле Сантёр. ремонтировал колхозные сани и телеги. Спиркка Стенкки слыл хорошим бондарем. Салма Мирун. был портным: шил шубы, чулки, обувь типа тапочек из шкур животных. Сумк.с Трапхим. строил дома, изготавливал мебель и ковшы. Я брал у них то стамески, то ножи,чтобы делать свистульки, колотушки, и мне часто доставалось за то, что затупляю инструменты.
По нашей деревне протекает речка Шарпаш, за ней стояла кузница. Я помогал кузнецам качать мех, который подает воздух в горн. Стоял, смотрел, как подковывают лошадей, как надевают на деревянное колесо стальные шины, изготавливают гвозди и т.п.
На дне речки можно было найти глину темно-голубого или зеленоватого цвета, в народе ее называют "ласточкина глина". Мы с друзьями лепили из нее свистульки, разные фигурки.
Мне всегда хотелось делать что-то необычное.
Однажды изготовил лопасти ветродвигателя. Генератора, конечно, не было, и целый год мой ветродвигатель крутился вхолостую.
С соседским мальчиком смастерил телефон для переговоров, но не очень удачным получился - слишком громко надо было кричать.
Много чего пробовал мастерить, что-то получалось, что-то нет. Однажды, когда я был в 7 классе, мама сказала: "Тратишь время на всякую ерунду, лучше изготовь корыто, чтобы можно было поить корову и овец". За неделю сделал.
После окончания школы пошел сдавать экзамены в Чебоксарское художественное училище. Сказалось отсутствие подготовки, и меня приняли только кандидатом. Проболтался до Нового года, перебивался случайными заработками, но из училища никто не выбывал. Пришлось снова вернуться в деревню.
В 50-е годы молодежь стала уезжать из деревни по вербовке в Москву, Сибирь, Казахстан... И я решил уехать, но мать сказала: "Не надо никуда уезжать, все 8 детей должны остаться в Чувашии. Ищи работу в Чебоксарах".
В 1960 году я поступил в только что открывшийся художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева. В студенческие годы участвовал в археологических раскопках. Наверное, с этого момента началось мое пристрастие к изучению чувашских народных инструментов. Именно в ходе раскопок я почувствовал величие наших предков".
Да, можно только поражаться его энтузиазму, глубокому знанию народного искусства и разносторонности увлечений. Виктору Семеновичу нынешней весной исполнилось 81 год. Несмотря на свой солидный возраст, мастер музыкальных инструментов и сегодня не сидит без дела, продолжает свое любимое дело.
Как Вы научились мастерить музыкальные инструменты? - спросила я у Виктора Семеновича. На что он ответил:
- Чтобы научиться изготавливать музыкальные инструменты, необходимо владеть навыками столярного мастерства и умением обрабатывать металл. Для работы нужна древесина хорошего качества, выдержанная в сухом помещении как минимум несколько месяцев. Для некоторых деталей следует изготавливать специальные инструменты и приспособления.
Необходимо помнить, что не существует единых приемов и способов ремесла, каждый мастер работает индивидуально, и каждый инструмент получается самобытным.
Конечно, невозможно до конца освоить всю технологию, не изготовив хотя бы несколько экземпляров инструментов. Каждый музыкальный инструмент - это история музыки. Желательно иметь хороший музыкальный слух или музыкальное образование. А успех придет в труде.
Встретившись с ним, я многое узнала о его мастерстве. Тогда он в память о встрече подарил мне книгу-альбом под названием "Чувашские народные музыкальные инструменты", автором которой он является сам. Кстати, эта книга в 2009 году признана лучшей в одной из номинаций Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая Родина".
Виктор Семенович родился 12 марта 1939 года в д. Шигали Урмарского района в многодетной семье, где росло 8 детей. Он же был седьмым ребенком и пятым сыном.
О своем детстве он вспоминает так: "В детстве мы много трудились. Отец так и говорил: "Надо трудиться, чтобы учиться". Чтобы жить и работать в деревне, надо иметь сто специальностей. Когда мне было 10 лет, а брату - 12, мы работали водолазами.
Поставляли воду в поле для трактористов. Приходилось из родника набирать воду в бочку, установленную на телеге, и подниматься на довольно крутую гору. После войны лошади были худые, слабые. Брат Лева гнал лошадей, а я шел сзади и нес большой, размером со свою голову, камень.
Лошадь пройдет метров пять и останавливается обессиленная, брат кричит: "Витя, камень!". Я быстро клал этот камень под заднее колесо, чтобы тяжелая телега не утащила вниз и лошадь, и нас с братом. Бывало, оба стоим, плачем...
Летом по очереди пасли коров. Рано утром выгоняли стадо за деревню и шли до леса 4 километра. Признаться, мы немного побаивались, говорили, что там водятся волки. Мой напарник сторожил стадо с одной стороны, а я - с другой. Из пустотелых трав и липовой коры изготавливали музыкальные игрушки типа палнай, сарлакай, шахлич и, чтобы не было страшно, при помощи этих инструментов перекликались. Думали также, что это отпугнет волков.
Мои соседи в деревне все были мастерами. Чамми Арсик. мастерил оконные рамы. Элле Сантёр. ремонтировал колхозные сани и телеги. Спиркка Стенкки слыл хорошим бондарем. Салма Мирун. был портным: шил шубы, чулки, обувь типа тапочек из шкур животных. Сумк.с Трапхим. строил дома, изготавливал мебель и ковшы. Я брал у них то стамески, то ножи,чтобы делать свистульки, колотушки, и мне часто доставалось за то, что затупляю инструменты.
По нашей деревне протекает речка Шарпаш, за ней стояла кузница. Я помогал кузнецам качать мех, который подает воздух в горн. Стоял, смотрел, как подковывают лошадей, как надевают на деревянное колесо стальные шины, изготавливают гвозди и т.п.
На дне речки можно было найти глину темно-голубого или зеленоватого цвета, в народе ее называют "ласточкина глина". Мы с друзьями лепили из нее свистульки, разные фигурки.
Мне всегда хотелось делать что-то необычное.
Однажды изготовил лопасти ветродвигателя. Генератора, конечно, не было, и целый год мой ветродвигатель крутился вхолостую.
С соседским мальчиком смастерил телефон для переговоров, но не очень удачным получился - слишком громко надо было кричать.
Много чего пробовал мастерить, что-то получалось, что-то нет. Однажды, когда я был в 7 классе, мама сказала: "Тратишь время на всякую ерунду, лучше изготовь корыто, чтобы можно было поить корову и овец". За неделю сделал.
После окончания школы пошел сдавать экзамены в Чебоксарское художественное училище. Сказалось отсутствие подготовки, и меня приняли только кандидатом. Проболтался до Нового года, перебивался случайными заработками, но из училища никто не выбывал. Пришлось снова вернуться в деревню.
В 50-е годы молодежь стала уезжать из деревни по вербовке в Москву, Сибирь, Казахстан... И я решил уехать, но мать сказала: "Не надо никуда уезжать, все 8 детей должны остаться в Чувашии. Ищи работу в Чебоксарах".
В 1960 году я поступил в только что открывшийся художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева. В студенческие годы участвовал в археологических раскопках. Наверное, с этого момента началось мое пристрастие к изучению чувашских народных инструментов. Именно в ходе раскопок я почувствовал величие наших предков".
Да, можно только поражаться его энтузиазму, глубокому знанию народного искусства и разносторонности увлечений. Виктору Семеновичу нынешней весной исполнилось 81 год. Несмотря на свой солидный возраст, мастер музыкальных инструментов и сегодня не сидит без дела, продолжает свое любимое дело.