Творчество без границ
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями здоровья меньше. Дети, поступающие в Цивильскую общеобразовательную школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1, совершенно разные по своим личностным характеристикам. В школе обучаются удивительные дети. Школьный дом для них не только место, где они приобретают знания, но и место, где они развивают свои способности и таланты и стремятся жить полноценной жизнью.
Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но, по нашему мнению, театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театрализованная деятельность - это самая эффективная форма воздействия на сознание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развиваются память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния. Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.
Вот уже на протяжении года команда волонтеров проекта «Мы тоже можем быть» дарит воспитанникам школы-интерната радость. Непосредственным создателем и руководителем проекта является студентка Чувашского государственного института культуры и искусств Любовь Простова. В команде грантового проекта «Мы тоже можем быть» 11 волонтеров, ребята сильные и сплоченные, они полны сил и энергии, чтобы творить добро на благо детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект «Мы тоже можем быть» направлен на реализацию творческих способностей. Через призму театра воспитанники школы-интерната смогли раскрыть в себе творческие таланты, театральная арт-терапия послужила эффективной психотерапевтической помощью для ребят. С ребятами поставлены сказки в виде кукольного театра, где дети сами смогли создать бутафорию для постановок и быть в главных ролях, получилось приобщить к творческой работе детей с синдромом Дауна. Для каждой возрастной группы создавался свой репертуар. Регулярно на занятиях использовались театрализованные игры для развития коммуникативных качеств и эмоционально-личностных отношений между детьми. Важным моментом являлась режиссерская работа, где, работая над ролью, ребенок неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень. Реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение, в результате школьник начинал ощущать себя творцом. Прежде чем учить ребенка драматизировать, волонтеры знакомили с произведением, сюжетной линией, затем дети учились рассказывать по ролям, вместе подбирали интонации и мимику. Для четкого произношения слов и звуков заучивали скороговорки, поговорки, считалки.
«Все встречи с детьми запоминающиеся, дети очень нас любят и ждут. И это просто непередаваемые эмоции, когда ты видишь, как тебя встречают, с какой любовью к тебе бегут. Ты еще больше хочешь любить этих детей, ты хочешь больше для них творить. Поэтому каждая встреча оставляет теплый памятный след в душе и ожидание новой встречи», - поделилась руководитель проекта Любовь Простова.
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в нашей стране команде волонтеров пришлось на время приостановить поездки к ребятам. С сентября месяца волонтерская команда проводит мероприятия в новом формате. Творческие встречи с воспитанниками организовываются онлайн. По видеосвязи студенты привлекают школьников к творческому процессу: раскрепощают играми на логику и фантазию, проводят занятия по сценическому мастерству, знакомят с известными спектаклями, разыгрывают народные сказки с помощью кукольного театра.
Даша, командир актива школы: «Нам очень нравятся занятия. Они проходят интересно и ярко. Все ребята с нетерпением ждут встреч с волонтерами. Нам интересно узнавать новое и создавать сказочные образы. Хочется выразить слова благодарности нашим волонтерам».
Хочется отметить, что организация театральной деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ограниченными возможностями здоровья достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.
В связи с этим в школе ведется кружковая работа по театрализованной деятельности. Уже в течение нескольких лет учителя начальных классов во внеклассное время продолжают коррекционно-развивающую работу, направленную на ослабление и преодоление недостатков слухоречевого развития слабослышащих обучающихся средствами театральной деятельности. Их воспитанники занимаются в театральной студии «Светлячки» и активно участвуют в сетевом взаимодействии в рамках инклюзивного образования.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями здоровья меньше. Дети, поступающие в Цивильскую общеобразовательную школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1, совершенно разные по своим личностным характеристикам. В школе обучаются удивительные дети. Школьный дом для них не только место, где они приобретают знания, но и место, где они развивают свои способности и таланты и стремятся жить полноценной жизнью.
Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но, по нашему мнению, театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театрализованная деятельность - это самая эффективная форма воздействия на сознание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развиваются память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния. Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.
Вот уже на протяжении года команда волонтеров проекта «Мы тоже можем быть» дарит воспитанникам школы-интерната радость. Непосредственным создателем и руководителем проекта является студентка Чувашского государственного института культуры и искусств Любовь Простова. В команде грантового проекта «Мы тоже можем быть» 11 волонтеров, ребята сильные и сплоченные, они полны сил и энергии, чтобы творить добро на благо детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект «Мы тоже можем быть» направлен на реализацию творческих способностей. Через призму театра воспитанники школы-интерната смогли раскрыть в себе творческие таланты, театральная арт-терапия послужила эффективной психотерапевтической помощью для ребят. С ребятами поставлены сказки в виде кукольного театра, где дети сами смогли создать бутафорию для постановок и быть в главных ролях, получилось приобщить к творческой работе детей с синдромом Дауна. Для каждой возрастной группы создавался свой репертуар. Регулярно на занятиях использовались театрализованные игры для развития коммуникативных качеств и эмоционально-личностных отношений между детьми. Важным моментом являлась режиссерская работа, где, работая над ролью, ребенок неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень. Реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение, в результате школьник начинал ощущать себя творцом. Прежде чем учить ребенка драматизировать, волонтеры знакомили с произведением, сюжетной линией, затем дети учились рассказывать по ролям, вместе подбирали интонации и мимику. Для четкого произношения слов и звуков заучивали скороговорки, поговорки, считалки.
«Все встречи с детьми запоминающиеся, дети очень нас любят и ждут. И это просто непередаваемые эмоции, когда ты видишь, как тебя встречают, с какой любовью к тебе бегут. Ты еще больше хочешь любить этих детей, ты хочешь больше для них творить. Поэтому каждая встреча оставляет теплый памятный след в душе и ожидание новой встречи», - поделилась руководитель проекта Любовь Простова.
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в нашей стране команде волонтеров пришлось на время приостановить поездки к ребятам. С сентября месяца волонтерская команда проводит мероприятия в новом формате. Творческие встречи с воспитанниками организовываются онлайн. По видеосвязи студенты привлекают школьников к творческому процессу: раскрепощают играми на логику и фантазию, проводят занятия по сценическому мастерству, знакомят с известными спектаклями, разыгрывают народные сказки с помощью кукольного театра.
Даша, командир актива школы: «Нам очень нравятся занятия. Они проходят интересно и ярко. Все ребята с нетерпением ждут встреч с волонтерами. Нам интересно узнавать новое и создавать сказочные образы. Хочется выразить слова благодарности нашим волонтерам».
Хочется отметить, что организация театральной деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ограниченными возможностями здоровья достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.
В связи с этим в школе ведется кружковая работа по театрализованной деятельности. Уже в течение нескольких лет учителя начальных классов во внеклассное время продолжают коррекционно-развивающую работу, направленную на ослабление и преодоление недостатков слухоречевого развития слабослышащих обучающихся средствами театральной деятельности. Их воспитанники занимаются в театральной студии «Светлячки» и активно участвуют в сетевом взаимодействии в рамках инклюзивного образования.