Тихвинская ярмарка
Ежегодно в середине лета край Цивильский встречает многоголосую ярмарку, и в дни ее про ведения старинный город преображается. Уже более трехсот лет проводится она на берегу реки Большой Цивиль.
Ярмарка помнит многое. Она помнит китайских купцов, которые, приезжая на ярмарку, впоследствии увозили с собой тепло сердец цивилян. История умалчивает о сведениях, связанных с началом организации и проведения ярмарки, но независимо от этого, яркий, красочный летний праздник на многие годы остается самым любимым и самым прекрасным периодом в жизни цивилян.
Ярмарочная площадь в дни проведения праздника вмещала более пяти тысяч человек, и каждый получал здесь приподнятое настроение.
Ярмарка по настоящему была праздником, люди здесь веселились, и радость охватывала их сердца при встрече своих давних знакомых, близких и дальних родственников.
Каждый рассказывал друг другу о своей жизни, и этим рассказам не было конца.
Ярмарка каждого вбирала в себя, делая его счастливым хотя бы на эти дни. А ведь жизнь русских, да и чувашских крестьян была безрадостной. На ярмарку в основном приезжали на лошадях, иные целы ми семьями.
Край Цивильский издавна славился народными умельцами, и они привози ли для продажи изделия, выполненные своими руками. Каждое из них - произведение искусства. Изумляли совершенством выполнения сундуки, сани, телеги, хомуты, оглобли, бочки, детские глиняные игрушки. Бойко шла торговля домашними животными. А как сияли лица продавцов и покупателей! Рядами стояли маленькие ларьки, их количество доходило до двухсот.
Счастливые лица и вежливое обращение продавцов завораживали покупателей, были довольны все. Без традиционных шюрбе, шыртана и домашнего пива не про ходил ни один день ярмарки. Она гудела, как улей. Уставшие от ходьбы по ярмарочной площади люди отдыхали на берегу реки Б. Цивиль, который огибал площадь.
В дни проведения ярмарки город Цивильск как бы перебирался на ярмарочную площадь. Не только простые люди, но и дворяне города и их гости приходили любоваться ярмарочным зрелищем.
Здесь можно было увидеть дворян Арцыбышевых, Амачкиных, Безобразовых, Верцелиусов. В середине 60-х годов 18 века сюда часто приезжал первый российский ученый-агроном, тульский дворянин, писатель-мемуарист Анд рей Тимофеевич Болотов, зять деда Николая Сергеевича Арцыбышева - Абрама Семеновича (1691-1782 гг.). Ему, представителю передовой русской интеллигенции, нравилось находиться среди простых людей, веселящихся на ярмарке.
Даже в глубокой старости, а он дожил до 96 лет (умер в 1833 году), ученый с теплотой вспоминал о временах своего пребывания на земле Цивильской. Ярмарка помнит и вологодских дворян, родственников Арцыбышевых, нижегородских дворян, родственников Амачкиных, смоленских дворян, родственников Безобразовых.
В дни про ведения ярмарки Маминская усадьба Николая Сергеевича Арцыбышева превращалась в культурный центр, где собирались дворяне Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов. Ставились спектакли крепостными артистами Арцыбышева, играл оркестр, хор певчих исполнял русские на родные песни. На праздник к Арцыбышеву приезжали и дворяне из губернского города Казани. А тем временем ярмарка жила своей жизнью.
Кружились карусели, а их было не менее четырех, и для ребятни они становились самыми желанными местами ярмарки. Здесь же работали питейные заведения купцов цивильских Зарубина, Шишова, Ашмарина, приезжих купцов В. Булычева (г. Чебоксары), братьев Таланцевых из Ядрина и др. Заходя в эти за ведения и приняв "на грудь", крестьяне на время забывали о своей тяжелой жизни. На яр марочной площади имелись часовни, построенные купцом Н.П. Курбатовым и послушниками монастыря. В 1912 году на ярмарке впервые было по казано кино.
За порядком следили полицейские надзиратели, выделяемые городской Думой, которые вели специальный журнал, где отмечались все факты нарушения правил поведения и торговли.
Ни одна ярмарка не проходила без песен. Они звучали на русском и чувашском языках. Люди, собираясь на берегу Большого Цивиля, исполняли полюбившиеся им песни. Они были разные: шуточные, хоровые, свадебные, солдатские. Веселились все: и стар и млад, звучали чувашские и русские неприхотливые музыкальные инструменты: гусли, домбры, балалайки, тальянки, а впоследствии и гармошки.
На ярмарку люди приходи ли нарядными - в чистых синих или белых холщовых рубашках и штанах, а также в новых лаптях. В их песнях и задорных плясках была жизнь цивилян со всеми радостями и горестями. Самодеятельные артисты, сами того не сознавая, вносили красоту в ярмарочную жизнь.
Гости ярмарки запоминали их лица и ждали следующих встреч с ними. Любил наблюдать за действиями самодеятельных артистов и педагог, писатель, общественный деятель, служитель культа, соратник И.Я. Яковлева в составлении букваря для чуваш, алфавита и чувашской письменности Даниил Филимонович Филимонов из д. Первое Степаново...
После Великой Октябрьской социалистической революции изменился и репертуар песен самодеятельных артистов, на ярмарке все чаще начали звучать революционные и патриотические песни.
К началу Великой Отечественной войны постоянным гостем ярмарки стал чувашский театр, артисты которого играли комедийные спектакли, в которых высмеивались лодыри, тунеядцы, восхвалялись ударники первых пятилеток. На ярмарку почти ежегодно приезжал народный поэт Чувашской АССР Николай Иванович Полорусов-Шелеби, который читал свои стихотворения перед ярмарочной аудиторией. Об этом мне поведал мой учитель чувашского языка и литературы, ценитель чувашской словесности и большой знаток литературы Георгий Степанович Шумилов, который в 1935-37 годах неоднократно присутствовал на таких творческих вечерах. Об этом же рассказывал мне и другой литературовед, почетный краевед и член Союза писателей ЧР Илья Михайлович Михайлов, который в 1936-39 годах был студентом Цивильского педагогического училища... Даже в годы моего детства и юности на ярмарке были еще живы многие традиции, сформировавшиеся за несколько столетий. Хорошо помню ряды магазинов, где торговали продавцы из Цивильского, Красноармейского, Урмарского, Чебоксарского и Марпосадского районов.
Приезжали на ярмарку и продавцы из Чебоксарского центрального универмага. Работала фотография, где каждый желающий мог сфотографироваться. Мне запомнилось в 1956 году счастливое лицо старшины со многими орденами и медалями на груди, выходящего из помещения фотографии. Я с восхищением смотрел на него и мне тогда захотелось, как и он, стать старшиной. Этот счастливый миг моего детства до сих пор стоит перед глазами.
Восхищался ярмаркой и известный чувашский поэт Алексей Воробьев, который посвятил этому зрелищу много замечательных лирических строк в своей поэме "Цивильский мост". Ежегодно стараюсь приходить на ярмарку, и тогда я опять ощущаю себя маленьким и будто вновь со мною любимая бабушка Екатерина Никитична Никитина. Она водит меня по торговым рядам, во рту у меня свистулька, и так прекрасно, а бабушка смотрит мне в глаза и тепло улыбается... Вновь наступает счастливая пора ярмарки, и на несколько дней наш любимый Цивильск становится местом веселья, радости и незабываемых встреч с миром прекрасного зрелища с его трехсотлетней историей. Будут счастливые лица горожан, которые рады гостям, и хочется сказать: "В добрый путь, ярмарка!".
Александр Ильин