Татьяна Кузьмина: «Главное в работе - профессиональный подход»
Вот и начался новый учебный год. Коллектив Цивильской средней общеобразовательной школы №2 встретил его с приятными событиями: школа стала лауреатом-победителем Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций "Школа года-2020". Это уже вторая победа Цивильской СОШ №2 в конкурсах образовательных организаций в 2019-2020 учебном году. Чуть ранее школа стала победителем Всероссийского конкурса образовательных организаций и педагогических работников "Образование. Качество. Успех". Эти победы - результат планомерной слаженной работы коллектива учителей, учащихся, администрации и родителей. В День знаний, о том, как достигается успех за успехом в школе, мы поговорили с директором школы, заслуженным учителем Российской Федерации и Чувашской Республики Татьяной Кузьминой.
- Татьяна Геннадьевна, как удается коллективу, которым вы руководите вот уже 36 лет, быть в числе лидеров?
- Сегодня в республике много лидирующих образовательных организаций: лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Сохранить конкурентоспособность обычной общеобразовательной школе, где обучаются дети с разными способностями, нелегко. Но мы нашли свой путь развития. В начале ХХI века, когда началось реформирование системы образования, мы разрабатывали программу создания адаптивной школы - школы для детей, где есть место для развития каждого ребенка, независимо от его возможностей и способностей. И у нас со временем появились интересные площадки: интеллектуальный клуб "Эрудит", научно-исследовательское общество "Эврика", школьный пресс-центр, спортивно-туристический клуб "Вертикаль" и другие. Также участвуем в реализации федеральных и республиканских проектов и программ: кадетское движение, движение юных космонавтов, общероссийский проект "Мини-футбол в школу".
В школе с годами сложилась добрая традиция. Например, в мае месяце мы чествуем лучших учащихся по итогам учебного года на мероприятии "Школа зажигает звезды". Придумываем как можно больше оригинальных номинаций, вручаем грамоты и благодарственные письма детям и родителям. Предприятия района готовят подарки.
Еще одно торжественное мероприятие - это чествование по итогам Всероссийской олимпиады школьников "Звездный олимп". Победителям вручаем разовую стипендию от школы за хорошие результаты. В конце учебного года нами проводится большой отчетный концерт, где принимает участие каждый класс со своими оригинальными номерами. Это стоит увидеть - просто загляденье! Такие традиции объединяют, сплачивают, создают определенную творческую атмосферу, настраивают на позитив, активизируют личность на поиск себя, помогают открывать новые имена.
- Сотрудничаете ли вы с образовательными организациями республики, и по каким направлениям?
- Школа является республиканской стажерской площадкой в рамках сетевой формы реализации дополнительных профессиональных программ для педагогических работников Чувашской Республики по следующим направлениям: модель реализации третьего часа по учебному предмету "Физическая культура"; формирование самосознания через наследие чувашского народа. Сотрудничаем с Чувашским республиканским институтом образования, вузами Чувашии. На нашей базе проходят семинары, фестивали, где мы делимся опытом работы. Благодаря участию в реализации стажерских площадок, проектов школа постоянно развивается, в ней создается и поддерживается образовательная среда для самореализации обучающихся, раскрытия способностей и талантов каждого ребенка. Тесно сотрудничество налажено и с образовательными организациями района - Цивильским аграрно-технологическим техникумом, ФСК "Асамат", Домом творчества, школой искусств.
- Сейчас в образование активно внедряются инновационные технологии. Как обстоят дела в школе в этом плане?
- В этом учебном году в школе начинает работать центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", который дает возможность создать условия для развития детей и расширения образовательно-воспитательного пространства школы. Для этого центра в школе подготовлены три кабинета и оборудованы они ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов вошли 3D-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы, квадрокоптеры.
- Но для реализации этого проекта требуются сильный кадровый состав. Миссия выполнима?
- Педагогический коллектив школы высококвалифицированный, шагающий в ногу со временем. Освоение инновационных образовательных программ, овладение новыми педагогическими технологиями и их использование в своей работе, привлечение интернета как самого мобильного источника информации стали нормой в практике учителей. У каждого учителя есть своя сильная сторона. Они не только хорошие предметники, но и сильны в инновационной технологии. Большинство из них реализуют такие приоритетные направления, как кадетское движение, движение юных космонавтов, шахматы, футбол, общеэстетическое направление, уроки финансовой грамотности.
Наши педагоги - обязательные участники конкурсов профессионального мастерства и методических фестивалей. В 2017-2018 году молодой учитель математики Александр Витальевич Кириллов на республиканском конкурсе "Педагогический дебют" вошел в пятерку лучших. В 2017 году на республиканском конкурсе "Учитель года" победила наш учитель истории Лариса Сергеевна Семенова.
В школе сложился по-настоящему творческий коллектив. Состав стабильный. За последние три года к нам пришли десять молодых специалистов.
- Значит, и учебные показатели неплохие?
- В нашей школе учатся более тысячи детей. Конечно, все разные по уровню подготовки и развития. Но основная задача школы - найти изюминку в каждом ребенке и шлифовать ее, вести к успеху. Ведь успех - самый лучший воспитатель, он дает уверенность в собственных силах. Дети должны уходить домой с пусть самой маленькой, но победой, соответствующей траектории развития каждого из них. Важно помочь найти эту траекторию. Одинаково успешными в учебе все дети быть не могут, поэтому для полной реализации возможностей в нашей школе эффективно организована вторая половина дня. Создано много образовательно-воспитательных площадок, где любой ученик может выбрать то, что отвечает его интересам.
Ребята хорошо сдают ГИА, ЕГЭ, участвуют в олимпиадах и конкурсах. За последние два года наши ученики показали высшие результаты на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике, математике, физике, истории, ОБЖ, технологии и КРК.
- Какие учителя вам нужны? Понятно, что с большой буквы, но требования к ним есть какие-то особенные?
- Учитель должен поистине знать свой предмет. Стоя перед классом у доски, учитель должен понимать, что он находится на своем месте, и он ас в своем предмете. Учитель должен быть современным, говорить с учениками на одном языке, если будет контакт, появится обратная связь, тогда все у всех получится.
- А какие качества директора вы считаете самыми важными?
- Самым важным качеством, на мой взгляд, является умение слушать других, считаться с мнением окружающих. И делать так, чтобы твои решения не принесли вред своей школе, своему коллективу. Мой принцип: "Не навреди".
- Татьяна Геннадьевна, в новом учебном году школа приняла в свою большую семью 115 первоклассников. А это немало. Как педагог с 40-летним стажем, какие советы вы дали бы их родителям?
- Родителей первоклассников хочу призвать к тому, чтобы с первых дней учебы формировали у ребенка чувство ответственности. Ведь поступая в начальную школу, каждый ребенок должен понимать, что в школе он - ученик, здесь действуют свои правила. С родителями у педагогов нашей школы всегда складываются хорошие отношения, так как всегда существует тесный контакт, к тому же родителями многих первоклассников являются выпускники нашей школы.
- С 1 сентября 2020 года вступит в силу новый закон, который вносит поправки в федеральный закон "Об образовании". Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Фактически он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее, не только за семьей, но и за системой образования. Нужно ли детей воспитывать в школе или это задача родителей?
- Воспитание детей - дело общее, поэтому родители и школа должны двигаться в одном направлении. Об этом шла речь и на нынешней августовской конференции педагогов района и республиканском большом педсовете. Сегодня законом об образовании программа воспитания становится важной частью образования, поэтому, я считаю, воспитание должно быть основным направлением деятельности и педагогического коллектива, да и всей общественности в целом.
- Татьяна Геннадьевна, как директор школы, каким вы видите будущее Цивильской школы №2?
- Стратегические цели и задачи системы образования до 2024 года определены в национальном проекте "Образование", утвержденном Указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным: "…обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных, исторических и национально-культурных традиций. Мы понимаем, что достижение поставленных целей, решение долгосрочных планов государства зависит от каждого из нас, от нашей профессиональной, творческой, ответственной и слаженной работы.
Мы продолжим создавать благодатную среду для обучения и воспитания. В национальный проект "Образование" включены десять подразделов - федеральных проектов: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего" и другие. Во многих мы активно участвуем и верим, что их реализация станет еще одной отправной точкой роста для Цивильской средней общеобразовательной школы №2.
Беседовала Зоя Русанова.
- Татьяна Геннадьевна, как удается коллективу, которым вы руководите вот уже 36 лет, быть в числе лидеров?
- Сегодня в республике много лидирующих образовательных организаций: лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Сохранить конкурентоспособность обычной общеобразовательной школе, где обучаются дети с разными способностями, нелегко. Но мы нашли свой путь развития. В начале ХХI века, когда началось реформирование системы образования, мы разрабатывали программу создания адаптивной школы - школы для детей, где есть место для развития каждого ребенка, независимо от его возможностей и способностей. И у нас со временем появились интересные площадки: интеллектуальный клуб "Эрудит", научно-исследовательское общество "Эврика", школьный пресс-центр, спортивно-туристический клуб "Вертикаль" и другие. Также участвуем в реализации федеральных и республиканских проектов и программ: кадетское движение, движение юных космонавтов, общероссийский проект "Мини-футбол в школу".
В школе с годами сложилась добрая традиция. Например, в мае месяце мы чествуем лучших учащихся по итогам учебного года на мероприятии "Школа зажигает звезды". Придумываем как можно больше оригинальных номинаций, вручаем грамоты и благодарственные письма детям и родителям. Предприятия района готовят подарки.
Еще одно торжественное мероприятие - это чествование по итогам Всероссийской олимпиады школьников "Звездный олимп". Победителям вручаем разовую стипендию от школы за хорошие результаты. В конце учебного года нами проводится большой отчетный концерт, где принимает участие каждый класс со своими оригинальными номерами. Это стоит увидеть - просто загляденье! Такие традиции объединяют, сплачивают, создают определенную творческую атмосферу, настраивают на позитив, активизируют личность на поиск себя, помогают открывать новые имена.
- Сотрудничаете ли вы с образовательными организациями республики, и по каким направлениям?
- Школа является республиканской стажерской площадкой в рамках сетевой формы реализации дополнительных профессиональных программ для педагогических работников Чувашской Республики по следующим направлениям: модель реализации третьего часа по учебному предмету "Физическая культура"; формирование самосознания через наследие чувашского народа. Сотрудничаем с Чувашским республиканским институтом образования, вузами Чувашии. На нашей базе проходят семинары, фестивали, где мы делимся опытом работы. Благодаря участию в реализации стажерских площадок, проектов школа постоянно развивается, в ней создается и поддерживается образовательная среда для самореализации обучающихся, раскрытия способностей и талантов каждого ребенка. Тесно сотрудничество налажено и с образовательными организациями района - Цивильским аграрно-технологическим техникумом, ФСК "Асамат", Домом творчества, школой искусств.
- Сейчас в образование активно внедряются инновационные технологии. Как обстоят дела в школе в этом плане?
- В этом учебном году в школе начинает работать центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", который дает возможность создать условия для развития детей и расширения образовательно-воспитательного пространства школы. Для этого центра в школе подготовлены три кабинета и оборудованы они ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов вошли 3D-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы, квадрокоптеры.
- Но для реализации этого проекта требуются сильный кадровый состав. Миссия выполнима?
- Педагогический коллектив школы высококвалифицированный, шагающий в ногу со временем. Освоение инновационных образовательных программ, овладение новыми педагогическими технологиями и их использование в своей работе, привлечение интернета как самого мобильного источника информации стали нормой в практике учителей. У каждого учителя есть своя сильная сторона. Они не только хорошие предметники, но и сильны в инновационной технологии. Большинство из них реализуют такие приоритетные направления, как кадетское движение, движение юных космонавтов, шахматы, футбол, общеэстетическое направление, уроки финансовой грамотности.
Наши педагоги - обязательные участники конкурсов профессионального мастерства и методических фестивалей. В 2017-2018 году молодой учитель математики Александр Витальевич Кириллов на республиканском конкурсе "Педагогический дебют" вошел в пятерку лучших. В 2017 году на республиканском конкурсе "Учитель года" победила наш учитель истории Лариса Сергеевна Семенова.
В школе сложился по-настоящему творческий коллектив. Состав стабильный. За последние три года к нам пришли десять молодых специалистов.
- Значит, и учебные показатели неплохие?
- В нашей школе учатся более тысячи детей. Конечно, все разные по уровню подготовки и развития. Но основная задача школы - найти изюминку в каждом ребенке и шлифовать ее, вести к успеху. Ведь успех - самый лучший воспитатель, он дает уверенность в собственных силах. Дети должны уходить домой с пусть самой маленькой, но победой, соответствующей траектории развития каждого из них. Важно помочь найти эту траекторию. Одинаково успешными в учебе все дети быть не могут, поэтому для полной реализации возможностей в нашей школе эффективно организована вторая половина дня. Создано много образовательно-воспитательных площадок, где любой ученик может выбрать то, что отвечает его интересам.
Ребята хорошо сдают ГИА, ЕГЭ, участвуют в олимпиадах и конкурсах. За последние два года наши ученики показали высшие результаты на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике, математике, физике, истории, ОБЖ, технологии и КРК.
- Какие учителя вам нужны? Понятно, что с большой буквы, но требования к ним есть какие-то особенные?
- Учитель должен поистине знать свой предмет. Стоя перед классом у доски, учитель должен понимать, что он находится на своем месте, и он ас в своем предмете. Учитель должен быть современным, говорить с учениками на одном языке, если будет контакт, появится обратная связь, тогда все у всех получится.
- А какие качества директора вы считаете самыми важными?
- Самым важным качеством, на мой взгляд, является умение слушать других, считаться с мнением окружающих. И делать так, чтобы твои решения не принесли вред своей школе, своему коллективу. Мой принцип: "Не навреди".
- Татьяна Геннадьевна, в новом учебном году школа приняла в свою большую семью 115 первоклассников. А это немало. Как педагог с 40-летним стажем, какие советы вы дали бы их родителям?
- Родителей первоклассников хочу призвать к тому, чтобы с первых дней учебы формировали у ребенка чувство ответственности. Ведь поступая в начальную школу, каждый ребенок должен понимать, что в школе он - ученик, здесь действуют свои правила. С родителями у педагогов нашей школы всегда складываются хорошие отношения, так как всегда существует тесный контакт, к тому же родителями многих первоклассников являются выпускники нашей школы.
- С 1 сентября 2020 года вступит в силу новый закон, который вносит поправки в федеральный закон "Об образовании". Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Фактически он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее, не только за семьей, но и за системой образования. Нужно ли детей воспитывать в школе или это задача родителей?
- Воспитание детей - дело общее, поэтому родители и школа должны двигаться в одном направлении. Об этом шла речь и на нынешней августовской конференции педагогов района и республиканском большом педсовете. Сегодня законом об образовании программа воспитания становится важной частью образования, поэтому, я считаю, воспитание должно быть основным направлением деятельности и педагогического коллектива, да и всей общественности в целом.
- Татьяна Геннадьевна, как директор школы, каким вы видите будущее Цивильской школы №2?
- Стратегические цели и задачи системы образования до 2024 года определены в национальном проекте "Образование", утвержденном Указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным: "…обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных, исторических и национально-культурных традиций. Мы понимаем, что достижение поставленных целей, решение долгосрочных планов государства зависит от каждого из нас, от нашей профессиональной, творческой, ответственной и слаженной работы.
Мы продолжим создавать благодатную среду для обучения и воспитания. В национальный проект "Образование" включены десять подразделов - федеральных проектов: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего" и другие. Во многих мы активно участвуем и верим, что их реализация станет еще одной отправной точкой роста для Цивильской средней общеобразовательной школы №2.
Беседовала Зоя Русанова.