Служил и писал во имя народа
Чувашский край чтит и ценит своих сынов, оставивших заметный след в его истории, особенно в период становления автономной области, независимой от царского правительства.
Жизненный путь Михаила Сеспеля, пусть и короткий, но всецело описывает становление новой Чувашии, от сложных годов детства до свободных и полных возможностей дней. Играя значительную роль в политической жизни чувашского народа, он оставил произведения, в которых нашли отражение общественно-политические события первых лет Советской власти, а также любовь и надежду на расцвет чувашской идентичности.
Михаил Кузьмич Кузьмин родился 16 (по старому стилю 4) ноября 1899 г. в д. Казаккасы Шугурово Шихазанской волости Цивильского уезда Казанской губернии (ныне д. Сеспель Канашского муниципального округа Чувашской Республики) в семье крестьянина бедняка.
Его детские годы были полны тяжести крестьянского быта, лишений и непосильного труда, чтобы заработать хоть малый кусок хлеба. Скудное питание, плохие условия быта глубоко запали в душу мальчика, вероятно, именно это стало толчком к его деятельному участию в становлении Чувашии со свободным и равным народом.
О детских годах Михаила Сеспеля узнаем из воспоминаний П.С. Слесарева от 7 февраля 1950 г.: «… В нашем детстве у обоих было что-то роковое, общее … Нужда и нищета … Позднее он [Михаил Сеспель] в своем дневнике записал:
«Прошлая жизнь моя разделяется на 3 периода: первый – до 1911 года, июня месяца, протекавшее хотя и в ужасной бедности, но светлое и яркое детство.
Второй же … потеря отца – период мрачный… 1918 год началом третьего периода, вступление в коммунистическую партию, когда я почувствовал себя таким вольным, сильным, свободным…» … В 1914 году, уже 15-летним мальчиком, заканчивает он церковно-приходскую сельскую школу … Миша Сеспель в [второклассную] школу поступает в 1914 году в селе Шихазаны ... большое влияние в деле развития вкуса и любви к русской литературе оказал преподаватель русского языка и литературы П.А. Ломоносов ... учащиеся выпускают рукописный журнал «Звездочка», редактором и литературным сотрудником которого становится М. Сеспель.
Первый номер журнала откры вается стихотворением Сеспеля «Вновь в школе» …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2718/434. Оп. 2. Д. 194. Л. 4-9.). Осенью 1917 г. после окончания Шихазанской второклассной школы, где он в пол ной мере использует свои писательские умения, составляя небольшие стихотворные за метки, посвященные друзьям и одноклассникам, поступает во вновь открытую учительскую семинарию в г. Тетюши Казанской Губернии.
Период обучения в семинарии совпал с событиями Гражданской войны, которые, вдохновив юношу, формируют в нем активного участника общественно-политической жизни, тесно связанной с Тетюшской уездной партийной организацией.
В январе 1918 г. Михаил Кузьмин с товарищами организовал Союз трудящейся молодежи, а в декабре 1918 г. он вступил в ряды Коммунистической молодежи (далее – РКСМ).
В начале 1919 г. он был отправлен в уездной партийной организацией в Москву на курсы пропагандистов и агитаторов, где стал слушателем выступления В.И. Ленина. Это выступление отразилось на становлении молодого Мишши, он еще более загорелся идеей расцвета и поступательного развития родного чувашского края. По завершении курсов М.К. Кузьмин был направлен в Тетюшскую уездную судебно следственную комиссию, не многим позднее избирается заместителем председателя укома РКСМ. Весной 1920 г.
Михаил Кузьмич Кузьмин принимал деятельное участие в проведении I Всероссийского съезда чувашских секций и активных работников комсомола, на котором он был избран членом президиума и выдвинут в бюро чувашской секции Казанского губернского комитета комсомола.
Образование Чувашской автономной области осенью 1920 г. привело Михаила Кузь мина на должность председателя революционного трибунала области и заведующего отделом юстиции Чувашского Облисполкома.
Служебную деятельность Михаил Сеспель сочетал с плодотворной литературно-общественной. Он способствовал развитию поэзии, отражающей дух новой эпохи.
В газете «Канаш» он опубликовал программную статью, в которой изложил свои взгляды на пути эволюции чувашской советской поэзии. Наиболее известные стихотворения Михаила Сеспеля «Грядущее», «Сыну чувашского народа», «Родной язык», «Пашня Нового Дня», «Стальная вера», «Жизнь и смерть», «Думы» и другие. Важное место в его литературной деятельности занимает перевод произведений русских классиков, та ких как: поэма «Мцыри» М. Лермонтова, повести «Хаджи Мурат» и «Казаки» Л. Толстого.
В мае 1920 г. поэт ввиду осложнившихся болезней размещается в госпиталь г. Нижний Новгород, а по окончании лечения отправляется в Крымский санаторий. «За три месяца жизни в Евпатории Сеспель создал ряд новых произведений … из которых самым значительным является «Море».
Нахождение вдали от малой родины и постоянные известия о голоде в Поволжье вызвали в Михаиле Сеспеле упадок творческих сил, что подорвало его слабое здоровье еще сильнее. 15 июня 1922 г. в 23-лет нем возрасте Сеспель Мишши, полный желания жить во имя народа, скончался в с. Старо городка близ г. Остёра Черниговской области.
Благодаря своему новаторскому для того времени взгляду произведения Михаила Сеспеля заняли достойное место в фонде чувашского литературного наследия, продолжая оказывать влияние на современных авторов. Его государственная и творческая деятельность свидетельствует о глубокой самоотдаче, а идея светлого будущего стала основой его политической позиции, что отчетливо прослеживается в произведениях.
Имя Сеспеля Мишши и по сей день чтят и помнят как в Чувашии, так и в г.Остёр. В память о нем установлен надгробный памятник на месте его перезахоронения в парке г.Остёр, в самом центре Чебоксар рас положился бюст поэта.
Кроме прочего, функционируют музеи, посвященные М. Сеспелю, которые бережно собирают, хранят и популяризируют литературное творчество поэта, используя документы и вещественные материалы, связанные с его жизнью. Людмила Афанасьева, главный архивист отдела использования документов и публикации Госархива современной истории Чувашской Республики.
Жизненный путь Михаила Сеспеля, пусть и короткий, но всецело описывает становление новой Чувашии, от сложных годов детства до свободных и полных возможностей дней. Играя значительную роль в политической жизни чувашского народа, он оставил произведения, в которых нашли отражение общественно-политические события первых лет Советской власти, а также любовь и надежду на расцвет чувашской идентичности.
Михаил Кузьмич Кузьмин родился 16 (по старому стилю 4) ноября 1899 г. в д. Казаккасы Шугурово Шихазанской волости Цивильского уезда Казанской губернии (ныне д. Сеспель Канашского муниципального округа Чувашской Республики) в семье крестьянина бедняка.
Его детские годы были полны тяжести крестьянского быта, лишений и непосильного труда, чтобы заработать хоть малый кусок хлеба. Скудное питание, плохие условия быта глубоко запали в душу мальчика, вероятно, именно это стало толчком к его деятельному участию в становлении Чувашии со свободным и равным народом.
О детских годах Михаила Сеспеля узнаем из воспоминаний П.С. Слесарева от 7 февраля 1950 г.: «… В нашем детстве у обоих было что-то роковое, общее … Нужда и нищета … Позднее он [Михаил Сеспель] в своем дневнике записал:
«Прошлая жизнь моя разделяется на 3 периода: первый – до 1911 года, июня месяца, протекавшее хотя и в ужасной бедности, но светлое и яркое детство.
Второй же … потеря отца – период мрачный… 1918 год началом третьего периода, вступление в коммунистическую партию, когда я почувствовал себя таким вольным, сильным, свободным…» … В 1914 году, уже 15-летним мальчиком, заканчивает он церковно-приходскую сельскую школу … Миша Сеспель в [второклассную] школу поступает в 1914 году в селе Шихазаны ... большое влияние в деле развития вкуса и любви к русской литературе оказал преподаватель русского языка и литературы П.А. Ломоносов ... учащиеся выпускают рукописный журнал «Звездочка», редактором и литературным сотрудником которого становится М. Сеспель.
Первый номер журнала откры вается стихотворением Сеспеля «Вновь в школе» …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2718/434. Оп. 2. Д. 194. Л. 4-9.). Осенью 1917 г. после окончания Шихазанской второклассной школы, где он в пол ной мере использует свои писательские умения, составляя небольшие стихотворные за метки, посвященные друзьям и одноклассникам, поступает во вновь открытую учительскую семинарию в г. Тетюши Казанской Губернии.
Период обучения в семинарии совпал с событиями Гражданской войны, которые, вдохновив юношу, формируют в нем активного участника общественно-политической жизни, тесно связанной с Тетюшской уездной партийной организацией.
В январе 1918 г. Михаил Кузьмин с товарищами организовал Союз трудящейся молодежи, а в декабре 1918 г. он вступил в ряды Коммунистической молодежи (далее – РКСМ).
В начале 1919 г. он был отправлен в уездной партийной организацией в Москву на курсы пропагандистов и агитаторов, где стал слушателем выступления В.И. Ленина. Это выступление отразилось на становлении молодого Мишши, он еще более загорелся идеей расцвета и поступательного развития родного чувашского края. По завершении курсов М.К. Кузьмин был направлен в Тетюшскую уездную судебно следственную комиссию, не многим позднее избирается заместителем председателя укома РКСМ. Весной 1920 г.
Михаил Кузьмич Кузьмин принимал деятельное участие в проведении I Всероссийского съезда чувашских секций и активных работников комсомола, на котором он был избран членом президиума и выдвинут в бюро чувашской секции Казанского губернского комитета комсомола.
Образование Чувашской автономной области осенью 1920 г. привело Михаила Кузь мина на должность председателя революционного трибунала области и заведующего отделом юстиции Чувашского Облисполкома.
Служебную деятельность Михаил Сеспель сочетал с плодотворной литературно-общественной. Он способствовал развитию поэзии, отражающей дух новой эпохи.
В газете «Канаш» он опубликовал программную статью, в которой изложил свои взгляды на пути эволюции чувашской советской поэзии. Наиболее известные стихотворения Михаила Сеспеля «Грядущее», «Сыну чувашского народа», «Родной язык», «Пашня Нового Дня», «Стальная вера», «Жизнь и смерть», «Думы» и другие. Важное место в его литературной деятельности занимает перевод произведений русских классиков, та ких как: поэма «Мцыри» М. Лермонтова, повести «Хаджи Мурат» и «Казаки» Л. Толстого.
В мае 1920 г. поэт ввиду осложнившихся болезней размещается в госпиталь г. Нижний Новгород, а по окончании лечения отправляется в Крымский санаторий. «За три месяца жизни в Евпатории Сеспель создал ряд новых произведений … из которых самым значительным является «Море».
Нахождение вдали от малой родины и постоянные известия о голоде в Поволжье вызвали в Михаиле Сеспеле упадок творческих сил, что подорвало его слабое здоровье еще сильнее. 15 июня 1922 г. в 23-лет нем возрасте Сеспель Мишши, полный желания жить во имя народа, скончался в с. Старо городка близ г. Остёра Черниговской области.
Благодаря своему новаторскому для того времени взгляду произведения Михаила Сеспеля заняли достойное место в фонде чувашского литературного наследия, продолжая оказывать влияние на современных авторов. Его государственная и творческая деятельность свидетельствует о глубокой самоотдаче, а идея светлого будущего стала основой его политической позиции, что отчетливо прослеживается в произведениях.
Имя Сеспеля Мишши и по сей день чтят и помнят как в Чувашии, так и в г.Остёр. В память о нем установлен надгробный памятник на месте его перезахоронения в парке г.Остёр, в самом центре Чебоксар рас положился бюст поэта.
Кроме прочего, функционируют музеи, посвященные М. Сеспелю, которые бережно собирают, хранят и популяризируют литературное творчество поэта, используя документы и вещественные материалы, связанные с его жизнью. Людмила Афанасьева, главный архивист отдела использования документов и публикации Госархива современной истории Чувашской Республики.