Противодействие коррупции
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ в качестве первоочередной задачи определено преодоление одного из серьезных препятствий на пути развития нашего государства - коррупции. Ее распространение приняло угрожающий характер. Она посягает на безопасность государства и общества, затрагивает интересы каждого гражданина.
Коррупцию следует рассматривать не только как прямой подкуп должностного лица, а как явление, заключающееся в разложении власти, когда служащие и иные лица, уполномоченные выполнять публичные функции, используют своё служебное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.
Анализ работы, проведенной прокуратурой и другими правоохранительными органами, позволяет выделить основные сферы коррупционных проявлений. Они происходят при оказании должностными лицами государственных услуг (например, при выдаче разрешений, справок и т.п.); при выполнении ими задач по регулированию и ограничению деятельности граждан и юридических лиц (взыскание обязательных платежей, штрафов и пр.); при распределении и расходовании бюджетных средств. Кроме того, к коррупционным проявлениям относится протекционизм, а также хищение государственной собственности должностными лицами с использованием их служебного положения.
Способствуют росту коррупционных проявлений отсутствие системности в антикоррупционных законах, наличие правовых норм, в которых компетенция государственного органа или должностного лица определяется неконкретно, что дает возможность вариативного принятия решений, сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным способом и незнание гражданами своих прав на получение этих услуг, отсутствие реального механизма государственного и общественного контроля за действиями должностных лиц.
В современных условиях, неудовлетворительное состояние законности в Российской Федерации обусловило необходимость перехода органов прокуратуры на качественно новый этап организации работы с учетом накопленного опыта координационной и надзорной деятельности.
В этой связи в июле 2006г. Генеральная прокуратура РФ утвердила стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции.
При осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства усилия прокуроров концентрируются не только на проведении проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявлении коррупционных проявлений, их порождающих причин и условий.
Потребовалось провести ряд организационных преобразований. За последние годы в структуре Генеральной прокуратуры произошли значительные изменения, направленные на оптимизацию работы, в том числе и на усиление противодействия коррупционным проявлениям.
В августе 2007 года в Генпрокуратуре создано специализированное управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в каждом субъекте РФ. В их компетенцию входит противодействие коррупции в сфере государственной и муниципальной службы, среди государственных чиновников, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц. Они правомочны осуществлять необходимые мероприятия по противодействию коррупции в сфере исполнения законодательства, а кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» они могут участвовать в координации деятельности уполномоченных органов исполнительной власти по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.
Выделить такой специальный орган в системе государственной власти рекомендуют и конвенции ООН и Совета Европы.
Прокуратура России готова выполнять функции такого органа, способна к системному противодействию коррупции.
Возложение же этих функций возможно путем издания соответствующего Указа Президента РФ.
В прокуратуре Чувашской Республики с февраля 2008 года также начал действовать отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Согласно положению об управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, утвержденному Генеральным прокурором Российской Федерации от 03.09.2007 года отбор кандидатов на должности прокурорских работников в отдел осуществлялся на конкурсной основе специальной комиссией, образуемой для этих целей, принимались работники имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Основные задачи отдела направлены на укрепление законности, защиту прав и свобод гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции и ее проявлениям, представляющим повышенную общественную опасность.
Сотрудники отдела призваны осуществлять прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, направленной на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений. Также на отдел возложена задача своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий и ряд других функций. В настоящее время в нем работают пять штатных прокурорских работника: начальник, старший прокурор и три прокурора отдела.
Источник: Прокуратура
Чувашской Республики
Коррупцию следует рассматривать не только как прямой подкуп должностного лица, а как явление, заключающееся в разложении власти, когда служащие и иные лица, уполномоченные выполнять публичные функции, используют своё служебное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.
Анализ работы, проведенной прокуратурой и другими правоохранительными органами, позволяет выделить основные сферы коррупционных проявлений. Они происходят при оказании должностными лицами государственных услуг (например, при выдаче разрешений, справок и т.п.); при выполнении ими задач по регулированию и ограничению деятельности граждан и юридических лиц (взыскание обязательных платежей, штрафов и пр.); при распределении и расходовании бюджетных средств. Кроме того, к коррупционным проявлениям относится протекционизм, а также хищение государственной собственности должностными лицами с использованием их служебного положения.
Способствуют росту коррупционных проявлений отсутствие системности в антикоррупционных законах, наличие правовых норм, в которых компетенция государственного органа или должностного лица определяется неконкретно, что дает возможность вариативного принятия решений, сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным способом и незнание гражданами своих прав на получение этих услуг, отсутствие реального механизма государственного и общественного контроля за действиями должностных лиц.
В современных условиях, неудовлетворительное состояние законности в Российской Федерации обусловило необходимость перехода органов прокуратуры на качественно новый этап организации работы с учетом накопленного опыта координационной и надзорной деятельности.
В этой связи в июле 2006г. Генеральная прокуратура РФ утвердила стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции.
При осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства усилия прокуроров концентрируются не только на проведении проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявлении коррупционных проявлений, их порождающих причин и условий.
Потребовалось провести ряд организационных преобразований. За последние годы в структуре Генеральной прокуратуры произошли значительные изменения, направленные на оптимизацию работы, в том числе и на усиление противодействия коррупционным проявлениям.
В августе 2007 года в Генпрокуратуре создано специализированное управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в каждом субъекте РФ. В их компетенцию входит противодействие коррупции в сфере государственной и муниципальной службы, среди государственных чиновников, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц. Они правомочны осуществлять необходимые мероприятия по противодействию коррупции в сфере исполнения законодательства, а кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» они могут участвовать в координации деятельности уполномоченных органов исполнительной власти по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.
Выделить такой специальный орган в системе государственной власти рекомендуют и конвенции ООН и Совета Европы.
Прокуратура России готова выполнять функции такого органа, способна к системному противодействию коррупции.
Возложение же этих функций возможно путем издания соответствующего Указа Президента РФ.
В прокуратуре Чувашской Республики с февраля 2008 года также начал действовать отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Согласно положению об управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, утвержденному Генеральным прокурором Российской Федерации от 03.09.2007 года отбор кандидатов на должности прокурорских работников в отдел осуществлялся на конкурсной основе специальной комиссией, образуемой для этих целей, принимались работники имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Основные задачи отдела направлены на укрепление законности, защиту прав и свобод гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции и ее проявлениям, представляющим повышенную общественную опасность.
Сотрудники отдела призваны осуществлять прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, направленной на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений. Также на отдел возложена задача своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий и ряд других функций. В настоящее время в нем работают пять штатных прокурорских работника: начальник, старший прокурор и три прокурора отдела.
Источник: Прокуратура
Чувашской Республики