Песни Орлова-Шузьма в сердцах чувашского народа
4 апреля исполняется 110 лет со дня рождения заслуженного артиста России, заслуженного деятеля искусств и народного артиста Чувашии Аристарха Орлова-Шузьма.
Аристарх Гаврилович Ор лов-Шузьм (1914-1996) – талантливейший представитель чувашского профессионального музыкального искусства XX века. Композитор и дирижёр – воспитанник Чувашского музыкально-театрального техникума, нынешнего Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, где он обучался в 1929-1935 гг., а в 1945-1950 гг. работал преподавателем дирижёрско-хорового отделения.
В апреле 1994 года в связи с 80-летием композитора встретилась с ним Марина Казанкова, тогда ещё студентка теоретического и фортепианного отделений, а сейчас музыкально театральный критик, выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
Общение с ярчайшим представителем чувашской композиторской школы XX века вылилось в статью, опубликованную в газете «Илем» 8 апреля 1994 года: - Талантливый композитор и дирижёр внёс огромный вклад в развитие хорового искусства Чувашии.
За плечами музыканта несколько десятилетий работы с профессиональными и любительскими коллективами республики. И все эти годы яр кая, артистически темпераментная натура дирижёра импонировала как слушателям, так и исполнителям.
В канун юбилея мне непременно захотелось встретиться с музыкантом, ставшим легендой в чувашском искусстве. И вот передо мной седой старик с изучающим и в то же время лукавым взглядом. А сколько до встречи с ним я слышала весёлых историй о его остроумии и неистощимом юморе! Узнав, что я пришла именно к нему, он охотно пригласил меня в свою комнату, оживлённо суетясь возле меня. Мы вошли в просторный кабинет, весь увешанный старыми фотографиями и портретами Аристарха Гавриловича.
Посреди не стоял огромный, но, как оказалось, расстроенный от времени рояль с разбросанными на нём отдельными листками нот. Рядом – впервые увиденная мною фисгармония. Тут же множество беспорядочно лежащих книг, партитур, альбомов. У нас завязалась беседа, из которой я узнала много интересного.
Так, родился Аристарх Орлов-Шузьм в деревне Ойкасы Цивильского района Чувашии в простой крестьянской семье. У его матери был прекрасный голос, она пела в церковном хоре. Вероятно, именно от неё мальчик унаследовал любовь к музыке.
Однажды произошёл случай, который, как считает Аристарх Гаврилович, сыграл определённую роль в его судьбе. В последний год учебы в Визикасинской семилетке, он вместе с классом ездил на экскурсию в Чебоксары. Большие красивые здания произвели на него сильное впечатление. Но разве это можно было сравнить с тем, что он встретил в музыкальной школе!
«Со мной буквально случилось сумасшествие, когда я услышал, как люди играют и поют – как всё было необыкновенно, чудесно, заманчиво!» - рассказывал Аристарх Гаврилович.
Кто-то подсказал ему попробовать испытать свои силы. Он, не раздумывая, приехал через некоторое время в столицу, и был принят в Чувашский музыкальный техникум (1929 г.). Во время учёбы проявилась его исполнительская и композиторская одарённость.
Занимаясь в классе сочинения В.М. Кривоносова, он гармонизовал чувашские народные песни, пи сал и свои собственные. Одна из его лучших обработок – бодрая гостевая песня «Трудовая колхозная», быстро ставшая любимой в народе. Так песенно-хоровой жанр сразу определился как ведущий в его творчестве. Музыкальный техникум Орлов-Шузьм окончил по двум специальностям: как инструктор хора и как композитор-теоретик. В 1937 году его пригласили поработать с Чувашским государственным хором на время отсутствия дирижёра.
Это была первая, правда, недолгая встреча молодого музыканта с коллективом, с которым ещё не раз соединится его творческий путь. В 1938 году Аристарх Гаврилович работал артистом в Чувашском государственном симфоническом оркестре, тогда же он организовал студенческий ансамбль песни и пляски в пединституте. А в начале 1939 года ему предложили возглавить Чувашский государственный ансамбль песни и пляски. При этом коллективе даровитый руководитель собрал ансамбль гусляров и стал включать в программы танцы.
Начались гастрольные поездки коллектива по городам России, также он побывал в Москве, где критики отметили высокий исполнительский уровень хора. Но, проработав год, А. Орлов-Шузьм оставил ансамбль песни и пляски. Он поехал совершенствовать своё композиторское мастерство в Ленинградскую консерваторию, где с 1940 по 1941 г. обучался в классе профессора М.Ф. Гнесина.
В годы войны Орлов-Шузьм жил и работал в Чебоксарах. В 1942-1943 гг. по командировке Всесоюзного Дома народного творчества он выезжал в Шестую воздушную армию и на Северо-Западный фронт, где оказывал творческую помощь красноармейской самодеятельности. Послевоенные годы стали особо плодотворными в творчестве композитора. На стихи А. Алги им были написаны лирические романсы «На моей Родине», «Серенада».
Неутомимое жизнелюбие, юмор композитора заявили о себе в ставших популярными «Современных частушках» на стихи П. Ялгира. Известность получили обработки чувашских народных песен «Микитин», «Дочь тестя» и «Песня волжанки». В 1945-1950 гг. он работал преподавателем дирижёрско-хорового отделения в Чебоксарском музыкальном училище. Первой творческой вер шиной композитора стало создание, а вслед за тем и постанов ка музыкальной комедии «Когда расцветает черёмуха» на либретто И. Максимова-Кошкинского. Спектакль завоевал большую популярность у зрителей. Деятельная натура музыканта требовала совершенствования. С 1950 по 1951 г. Аристарх Гаврилович обучался на курсах повышения квалификации при Московской консерватории у известного композитора, профессора А.Н. Александрова.
Из столицы Орлов-Шузьм переехал в г. Нальчик, где руководил Кабардино-Балкарским государственным ансамблем песни и пляски. Под его руководством, как свидетельствуют очевидцы, профессионализм коллектива поднялся на высочайший уровень. Не случайно на Всесоюзном фестивале театров, ансамблей и хоров в 1957 году Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски был награждён дипломом первой степени. Пожалуй, те семь лет стали для него счастливым временем дерзновенных порывов, радостных надежд и свершений. Вернувшись в Чебоксары, Аристарх Гаврилович возглавил новый в республике самодеятельный коллектив – Чувашский народный хор, в репертуаре которого зазвучала музыка талантливого руководителя.
Сочинения А. Орлова-Шузьма стали украшать программы ведущего профессионального коллектива Чувашии – Государственного ансамбля песни и танца, с которым дирижёр активно сотрудничал в 60-е и 70- е годы. Создаваемые им новые программы отличались оригинальным музыкально-режиссёрским решением, спаянностью композиций. По словам старейшей артистки ансамбля А.М. Малышкиной, в те годы они считали, что лишь с А.Г. Орловым-Шузьмом коллектив добивался особых высоких художественных результатов, хотя сами исполнители, казалось, не прилагали больших усилий, чем раньше. Видимо, обаятельная личность дирижёра действовала своими особыми артистическими приёмами, которые помогали достижению поставленной им задачи.
В творческой биографии композитора 60-е годы были отмечены и созданием на либ ретто И. Максимова-Кошкинского оперетты «В Чебоксарах». Большим радостным событием для автора стала постановка в 1969 г. на сцене Чувашского музыкально-драматического театра написанной им ещё в 50- е годы оперы «Звёздный путь», явившейся итогом творческого сотрудничества с его большим другом И. Максимовым-Кошкинским. Как горько пошутил композитор, Иоаким давно его зовёт «к себе», надо «туда» собираться… Вспоминал Аристарх Гаврилович и о своей работе с хором Комитета по радиовещанию и телевидению Чувашии в конце 60-х и начале 70-х годов.
Сегодня мы говорим об А.Орлове-Шузьме как о талантливом композиторе и об одном из лучших хоровых дирижёров Чувашии. До сих пор люди, работавшие с ним, вспоминают его как одарённого музыканта, отдавшегося со всей полно той своему делу, никогда не терявшего жизнерадостности и энергии. И теперь, когда за плечами мастера долгий жизненный путь, он по-прежнему полон творческих планов: «Пока есть новые мысли, буду писать и дальше. А если кому-нибудь вдруг понадоблюсь, то всегда готов помочь. Жизнь продолжается, лишь время отсчитывает всё новые даты…» «Времена года» - так многозначительно и в то же время просто назвал свой последний цикл романсов композитор. Листки, исписанные вдохновенным почерком Маэстро, храни ли следы высыхающих чернил… Подготовлена по материалам Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики.