Евгения Казарина: «Учителю нужно шагать в ногу со временем»
Наша встреча с Евгенией Ильиничной Казариной, учителем истории, советником директора по воспитанию Михайловской ООШ, состоялась 28 марта, то есть как раз в День историка.
Евгения Ильинична, пользуясь случаем, так поздравила своих коллег - историков:
Пусть любимая наука
Не наскучит никогда.
И дорогу освещает
Путеводная звезда.
Иногда такой путеводной звездой, пусть на некотором отрезке жизни, становятся учителя, учителя-наставники, которые щедро делятся своим опытом, знаниями, теплом и участием, пониманием. Миссия непростая, но очень благородная.
- Евгения Ильинична, говорят, каждый преподаватель считает свой предмет лучшим. За что вы полюбили предмет, который преподаете?
- Я родилась в селе Рындине, училась в первой школе г.Цивильска, директором которой в то время была Черняева Валентина Ивановна, которой, к сожалению, уже нет в живых. Я считаю ее своим наставником. Именно она научила меня любить историю, самостоятельно добывать знания, самостоятельно писать конспекты, хорошо отвечать. В своей родной школе я проходила педпрактику, будучи студенткой Галичского педагогического училища Костромской области. Потом был Костромской педагогический институт, работа в сельской школе Костромской же области учителем начальных классов, учителем истории. В 1995 году тяжело заболела мама, и я вернулась в родные края. Два года работала в Михайловской школе заместителем директора по воспитательной работе, затем во второй школе Цивильска завучем по начальным классам, завучем по научно-методической работе и вела уроки истории. С любовью всегда вспоминаю годы работы во второй школе, очень благодарна директору школы Кузьминой Татьяне Геннадьевне, она меня многому научила, коллегам. Школа – это мое предназначение. Дважды прерывала педагогическую деятельность по уважительным причинам, но, как видите, и по сей день работаю в школе.
- И являетесь учителем истории.
- Я могла бы стать учительницей русского языка и литературы, потому что у нас классным руководителем была Ефимова Нина Николаевна. Хорошо помню ее уроки литературы, помню, как она замечательно читала стихи В. Маяковского. Но вот почему-то история. До сих пор храню тетрадку 10 класса, тетрадь по истории с начерченными таблицами, конспектами, оценками. Помню, как сегодня, как Валентина Ивановна тихо и спокойно говорила, объясняла. Видимо, что-то запечатлелось в душе. А потом была мечта у меня …несбыточная, правда. Мне хотелось работать с одним классом с первого по 10-й класс: с 1 по 4 класс в качестве учителя начальных классов, а с 5 по 10 преподавать историю.
- Что было самое трудное в педагогической деятельности?
- Практику проходила в своей родной школе, где на меня смотрели как на выпускницу, и у учителей было такое отношение: вот ученица, ученица. Тем, кто проходил практику в Костромской области, Москве, Рыбинске, помогали преподаватели училища, а в Чувашию они не приезжали. Мне приходилось по телефону заказывать переговоры, консультировалась таким образом. Очень в то время помогла мне Мануйлова Ираида Гавриловна. Она мне помогала даже тетрадки проверять по математике, русскому языку, прописи. Я рада, что ее дочь Елена училась у меня и стала учителем истории, работает в СОШ 1.
- В чем, по вашему мнению, заключается секрет дисциплины на уроке?
- Как-то не сталкивалась в своей работе с проблемами дисциплины. Эта проблема не должна появляться при условии, если урок четко спланирован. Я сама человек как бы нестандартный. Могу на уроке как-то отвлечь, дать интересное задание, пошутить, что-то интересное рассказать. Эти приемы хорошо работают всегда. Мне важно видеть глаза учеников, видеть их всех, поэтому я веду уроки стоя.
- Переживали ли неудачи в своей работе?
- Неудач не было. Правда, очень болезненно воспринимала, когда не побеждали на конкурсах. Во мне до сих пор присутствует синдром отличницы: надо быть впереди, надо, что бы обязательно призовое место было, притом огорчалась поражениям больше, чем сам ребенок, ведь он такой труд вложил, он старался, а призового места нет. Опасалась, что такая ситуация снизит его самооценку. Во второй школе я руководила отрядом юных космонавтов (примечание: в семейном архиве наряду с почетными грамотами хранится и именная медаль летчика-космонавта А.Г. Николаева «За заслуги в служении Отечеству»), часто выезжали с ребятами на конкурсы в Москву, другие города. Помню, в Кирове мы не сумели войти в первую призовую тройку, я очень переживала, так переживала, что мое состояние заметили и принялись утешать. Всегда болезненно воспринимаю, когда не занимаем призовые места на больших конкурсах.
- Вспомните своего самого любимого ученика за все годы преподавания. Чем он вам понравился? А вы ему? Поддерживаете ли вы связь до сих пор?
- И сегодня поддерживаю связь с Ваней Митрофановым. Он живет в Москве, мы созваниваемся, встречаемся, если приезжает домой в Цивильск. Сегодня он вполне успешный человек, достиг определенных успехов в жизни. Думаю, стал бы хорошим учителем истории, если бы выбрал такую стезю. Он так хорошо знает все исторические даты! Я была у него на свадьбе, сидела на почетном месте, он представил меня гостям как свою любимую учительницу.
- Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства? Какой педагогический приём вас никогда не подводил?
- Нестандартное мышление, ответственное, серьезное отношение к любому делу. Эти качества воспитала во мне первая школа. И родители, конечно, мама, прежде всего папа. Их жизненный принцип по отношению ко мне был таков: если тебе что-то поручили, ты должна сделать это на пятерку с плюсом. Не просто на пять, на пятерку с плюсом. Нестандартное мышление необходимо проявлять, например, при подготовке к конкурсам. Чтобы было не так, как у всех.
- Когда, в какой момент жизни пришло к вам осознание, что такое учитель?
- Когда стала работать учителем истории. Когда уже был опыт. Я поняла, что педагогическое кредо – шагать в ногу со временем, не отставать. Например, Хабиба Шарипова (российский музыкант, исполнитель кавер-версий и автор собственных песен) слушают ребята, и я должна слушать. Иду по коридору и вижу, слушают песню. Нет, я не знаю песен Клавы Кока, но приду домой, послушаю. С внучками беседую, интересуюсь их предпочтениями, мнением. Учителю нужно шагать в ногу со временем, ни в коем случае нельзя списывать на возраст, еще на что-то. Учитель должен знакомить учеников с музыкой, живописью, архитектурой, литературой. Когда мы с ребятами выезжали на конкурсы, старалась показать им достопримечательности. В Москве мы обязательно посещали Красную площадь, Третьяковскую галерею, я и сама кое-что рассказывала о картинах, ибо история – это не только цифры и факты, короли и войны, это и гениальные музыканты, изобретатели, художники, историк должен уметь находить и извлекать информацию из того, что тебя окружает, из разных источников. Историк должен быть всесторонне развитой личностью, грамотным, образованным.
- Вы не на словах знаете, что учитель – транслятор знаний, наставник же – транслятор опыта, советник, помощник. Современный наставник должен уметь комбинировать такие роли, как друг, партнер, слушатель, доверенное лицо, вдохновитель. Работали ли вы в школе с молодыми специалистами? Закрепились ли наставляемые вами молодые педагоги в школе?
- Сказать, что ко мне в школе был прикреплен молодой специалист, я не могу. В 1997 году мы вместе с учителем истории и обществознания А.В. Герасимовым пришли работать в СОШ № 2. Мы советовались друг с другом, у него были свежие знания, помогали друг другу. Я могу в этом смысле назвать себя наставником в кавычках. Почему? Попытаюсь объяснить. Мои ученики сегодня работают в разных школах, например, в первой школе семеро, во второй – один из моего последнего выпуска - Евгений Галкин, учитель истории. Если они обратятся ко мне за помощью, я, конечно, помогу. Помогала советами тем, кто был на практике, например, выпускнику второй школы Александру Васильеву. На одной из научно-практических конференций, на которой председателем комиссии был мой бывший ученик Степан Жигулич, совместно оценивали работы учащихся. Он, естественно, прислушивался и к моему мнению. Советуются и сегодня со мной учителя начальных классов, мои бывшие ученики, работающие в Костромской области. Рассказывают о своих успехах и проблемах. Нелегок труд учителя, требует анализа, нужно все обдумать, распланировать…
- Говорят, несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. Вы научились быть счастливой?
- Да. В этом плане я очень счастливая. Надеюсь, и мои ученики тоже в скором времени будут, как и я, воспитывать уже тех, кто пойдет по их стопам, и будут они растить новые поколения учителей, которые всегда будут помнить слова Конфуция: «Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но, лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки».
Беседовала Ангелина Желтухина.
Евгения Ильинична, пользуясь случаем, так поздравила своих коллег - историков:
Пусть любимая наука
Не наскучит никогда.
И дорогу освещает
Путеводная звезда.
Иногда такой путеводной звездой, пусть на некотором отрезке жизни, становятся учителя, учителя-наставники, которые щедро делятся своим опытом, знаниями, теплом и участием, пониманием. Миссия непростая, но очень благородная.
- Евгения Ильинична, говорят, каждый преподаватель считает свой предмет лучшим. За что вы полюбили предмет, который преподаете?
- Я родилась в селе Рындине, училась в первой школе г.Цивильска, директором которой в то время была Черняева Валентина Ивановна, которой, к сожалению, уже нет в живых. Я считаю ее своим наставником. Именно она научила меня любить историю, самостоятельно добывать знания, самостоятельно писать конспекты, хорошо отвечать. В своей родной школе я проходила педпрактику, будучи студенткой Галичского педагогического училища Костромской области. Потом был Костромской педагогический институт, работа в сельской школе Костромской же области учителем начальных классов, учителем истории. В 1995 году тяжело заболела мама, и я вернулась в родные края. Два года работала в Михайловской школе заместителем директора по воспитательной работе, затем во второй школе Цивильска завучем по начальным классам, завучем по научно-методической работе и вела уроки истории. С любовью всегда вспоминаю годы работы во второй школе, очень благодарна директору школы Кузьминой Татьяне Геннадьевне, она меня многому научила, коллегам. Школа – это мое предназначение. Дважды прерывала педагогическую деятельность по уважительным причинам, но, как видите, и по сей день работаю в школе.
- И являетесь учителем истории.
- Я могла бы стать учительницей русского языка и литературы, потому что у нас классным руководителем была Ефимова Нина Николаевна. Хорошо помню ее уроки литературы, помню, как она замечательно читала стихи В. Маяковского. Но вот почему-то история. До сих пор храню тетрадку 10 класса, тетрадь по истории с начерченными таблицами, конспектами, оценками. Помню, как сегодня, как Валентина Ивановна тихо и спокойно говорила, объясняла. Видимо, что-то запечатлелось в душе. А потом была мечта у меня …несбыточная, правда. Мне хотелось работать с одним классом с первого по 10-й класс: с 1 по 4 класс в качестве учителя начальных классов, а с 5 по 10 преподавать историю.
- Что было самое трудное в педагогической деятельности?
- Практику проходила в своей родной школе, где на меня смотрели как на выпускницу, и у учителей было такое отношение: вот ученица, ученица. Тем, кто проходил практику в Костромской области, Москве, Рыбинске, помогали преподаватели училища, а в Чувашию они не приезжали. Мне приходилось по телефону заказывать переговоры, консультировалась таким образом. Очень в то время помогла мне Мануйлова Ираида Гавриловна. Она мне помогала даже тетрадки проверять по математике, русскому языку, прописи. Я рада, что ее дочь Елена училась у меня и стала учителем истории, работает в СОШ 1.
- В чем, по вашему мнению, заключается секрет дисциплины на уроке?
- Как-то не сталкивалась в своей работе с проблемами дисциплины. Эта проблема не должна появляться при условии, если урок четко спланирован. Я сама человек как бы нестандартный. Могу на уроке как-то отвлечь, дать интересное задание, пошутить, что-то интересное рассказать. Эти приемы хорошо работают всегда. Мне важно видеть глаза учеников, видеть их всех, поэтому я веду уроки стоя.
- Переживали ли неудачи в своей работе?
- Неудач не было. Правда, очень болезненно воспринимала, когда не побеждали на конкурсах. Во мне до сих пор присутствует синдром отличницы: надо быть впереди, надо, что бы обязательно призовое место было, притом огорчалась поражениям больше, чем сам ребенок, ведь он такой труд вложил, он старался, а призового места нет. Опасалась, что такая ситуация снизит его самооценку. Во второй школе я руководила отрядом юных космонавтов (примечание: в семейном архиве наряду с почетными грамотами хранится и именная медаль летчика-космонавта А.Г. Николаева «За заслуги в служении Отечеству»), часто выезжали с ребятами на конкурсы в Москву, другие города. Помню, в Кирове мы не сумели войти в первую призовую тройку, я очень переживала, так переживала, что мое состояние заметили и принялись утешать. Всегда болезненно воспринимаю, когда не занимаем призовые места на больших конкурсах.
- Вспомните своего самого любимого ученика за все годы преподавания. Чем он вам понравился? А вы ему? Поддерживаете ли вы связь до сих пор?
- И сегодня поддерживаю связь с Ваней Митрофановым. Он живет в Москве, мы созваниваемся, встречаемся, если приезжает домой в Цивильск. Сегодня он вполне успешный человек, достиг определенных успехов в жизни. Думаю, стал бы хорошим учителем истории, если бы выбрал такую стезю. Он так хорошо знает все исторические даты! Я была у него на свадьбе, сидела на почетном месте, он представил меня гостям как свою любимую учительницу.
- Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства? Какой педагогический приём вас никогда не подводил?
- Нестандартное мышление, ответственное, серьезное отношение к любому делу. Эти качества воспитала во мне первая школа. И родители, конечно, мама, прежде всего папа. Их жизненный принцип по отношению ко мне был таков: если тебе что-то поручили, ты должна сделать это на пятерку с плюсом. Не просто на пять, на пятерку с плюсом. Нестандартное мышление необходимо проявлять, например, при подготовке к конкурсам. Чтобы было не так, как у всех.
- Когда, в какой момент жизни пришло к вам осознание, что такое учитель?
- Когда стала работать учителем истории. Когда уже был опыт. Я поняла, что педагогическое кредо – шагать в ногу со временем, не отставать. Например, Хабиба Шарипова (российский музыкант, исполнитель кавер-версий и автор собственных песен) слушают ребята, и я должна слушать. Иду по коридору и вижу, слушают песню. Нет, я не знаю песен Клавы Кока, но приду домой, послушаю. С внучками беседую, интересуюсь их предпочтениями, мнением. Учителю нужно шагать в ногу со временем, ни в коем случае нельзя списывать на возраст, еще на что-то. Учитель должен знакомить учеников с музыкой, живописью, архитектурой, литературой. Когда мы с ребятами выезжали на конкурсы, старалась показать им достопримечательности. В Москве мы обязательно посещали Красную площадь, Третьяковскую галерею, я и сама кое-что рассказывала о картинах, ибо история – это не только цифры и факты, короли и войны, это и гениальные музыканты, изобретатели, художники, историк должен уметь находить и извлекать информацию из того, что тебя окружает, из разных источников. Историк должен быть всесторонне развитой личностью, грамотным, образованным.
- Вы не на словах знаете, что учитель – транслятор знаний, наставник же – транслятор опыта, советник, помощник. Современный наставник должен уметь комбинировать такие роли, как друг, партнер, слушатель, доверенное лицо, вдохновитель. Работали ли вы в школе с молодыми специалистами? Закрепились ли наставляемые вами молодые педагоги в школе?
- Сказать, что ко мне в школе был прикреплен молодой специалист, я не могу. В 1997 году мы вместе с учителем истории и обществознания А.В. Герасимовым пришли работать в СОШ № 2. Мы советовались друг с другом, у него были свежие знания, помогали друг другу. Я могу в этом смысле назвать себя наставником в кавычках. Почему? Попытаюсь объяснить. Мои ученики сегодня работают в разных школах, например, в первой школе семеро, во второй – один из моего последнего выпуска - Евгений Галкин, учитель истории. Если они обратятся ко мне за помощью, я, конечно, помогу. Помогала советами тем, кто был на практике, например, выпускнику второй школы Александру Васильеву. На одной из научно-практических конференций, на которой председателем комиссии был мой бывший ученик Степан Жигулич, совместно оценивали работы учащихся. Он, естественно, прислушивался и к моему мнению. Советуются и сегодня со мной учителя начальных классов, мои бывшие ученики, работающие в Костромской области. Рассказывают о своих успехах и проблемах. Нелегок труд учителя, требует анализа, нужно все обдумать, распланировать…
- Говорят, несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. Вы научились быть счастливой?
- Да. В этом плане я очень счастливая. Надеюсь, и мои ученики тоже в скором времени будут, как и я, воспитывать уже тех, кто пойдет по их стопам, и будут они растить новые поколения учителей, которые всегда будут помнить слова Конфуция: «Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но, лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки».
Беседовала Ангелина Желтухина.